vk vkontakte logomono

меню
eye
меню

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

Г. Новороссийск

    В 1966г. было разработано техническое задание на проектирование 1-ой очереди комплекса зданий Новороссийского высшего инженерного морского училища (НВИМУ), также название ВУЗ приобрёл при разработке первичной проектной документации.


    Проектирование НВИМУ было поручено Центральному научно-исследовательскому институту экспериментального проектирования учебных заведений (г. Москва). Этот институт имел авторитет солидной организации, успешно выполнявший ряд разработок, как в стране, так и за рубежом. В качестве заказчика руководством ММФ было определено Новороссийское морское пароходство. В качестве строительной организации был выбран мощный проект «Новороссийскморстрой». Началось это грандиозное строительство на 32 гектарах на легендарной Малой Земле в 1968г. с расчётом, чтобы к 1975г. закончить 1-ую очередь объектов училища. 30 апреля 1974 г. за № 328 было опубликовано Постановление Совета Министров СССР, где были строчки:


1. Принять предложение ММФ, совместно с Госпланом СССР, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов СССР об организации в 1975 г. в г. Новороссийске Новороссийско­го высшего инженерного морского училища Министерства морского флота.
2. Распространить на указанное училище порядок комплектования, льготы, материальное обеспечение, установленные для курсантов профессорско-преподавательского совета и адмистративного совета высших инженер­ных училищ. Это историческое Постановление подписал председатель Сове­та Министерства СССР А.Н. Косыгин.


    Начальником училища, кому надлежало, было построить, принять в экс­плуатацию и возглавить, был утвержден Удалов Владимир Иванович. Сам он, вспоминая, что в 1974г. он был приглашён в транспортный отдел ЦК КПСС по поводу его нового назначения. Отговорки, что ему уже 54 года, а строить и создавать ВУЗ дело и сложное и длительное, тем более что открытие НВИ­МУ, согласно Постановлению Совета Министерства СССР, должно осущест­виться в 1975 г., а ни одного законченного объекта 1-го комплекса училища нет - не помогли, что окончательно утвердило кандидатуру В.И. Удалова на заседании коллегии ММФ, которое вёл сам министр Т.Б. Гуженко. Владимир Иванович вспоминал: «Объем и сложность организационных задач, которые ложились на мои плечи, порождали чувство ответственности и тревоги за их благополучное решение. По сути дела ВУЗ надо было создавать и, в весьма короткий срок при отсутствии материальной базы, а это сильно различается от развития уже существующего ВУЗа. Тем более начинать решение этой не­лёгкой задачи на месте придётся на первых порах одному. Никакого штата в этот период мне не выделялось. Но решение принято. Всякие сомнения те­перь неуместны. Надо сосредотачиваться, начинать план действий по выпол­нению правительственного Постановления по организации нового ВУЗа и приступать к его реализации». Строительство шло полным ходом, одновременно росли учебные и жилые корпуса. 5 мая 1975 г. пришло специальное письмо за подписью замминистра А. Трегубова.


1. Обеспечить контроль за ходом организации подготовки в училище.
2. Своевременно обеспечить поставки учебных лабораторий, оборудования и машинно-технического снабжения.
3. Установить контроль за ходом комплектования преподавательских кадров училища, обратив особое внимание на подбор лиц, имеющих опыт работы в учебных заведениях и организациях ММФ.
4. Утвердить состав приёмной и экзаменационной комиссий.
5. Обеспечить необходимость учебно-методической документацией, учебниками, учебными и другими пособиями.
6. Обязать Торгмортранс ввести в эксплуатацию столовую до 15 августа 1975г. Общая площадь территории - 11 тыс. м2, из них учебная - 5177 м2; столовая - 740 м2, общежитие - 600 м2.
    19 августа 1975г. Министром ММФ Г.Б. Гуженко был утверждён Устав НВИМУ, как учебного заведения закрытого типа.

    Утверждена его структура:
4 факультета:
- Судоводительский
- Судомеханический
- Радиотехнический
- Заочный

    Подготовительное отделение:
20 кафедр, 18 лабораторий, учебные мастерские, учебно-береговая база, библиотека, учебный отдел.
Возглавляет НВИМУ - начальник, имеющий заместителей:
- по учебной и научной работе
- по политической работе
- по военно-морской подготовке
- по административно-хозяйственной работе

    В структуру входили также:
- совет училища
- курсантское научное общество
- курсантский совет по организации внутренней жизни
- клуб с коллективами худ. самодеятельности, спортивными секциями- учреждалось Красное знамя училища + государственный флаг СССР обязательным ритуалом подъёма его «в порядке, установленном Уставом службы на судах морского флота СССР».

Устав определял задачи НВИМУ:
    «Подготовка высококвалифицированных специалистов для ММФ с глу­бокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями по специ­альности, владеющих марксистко-ленинской теорией, новейшими достиже­ниями отечественной и зарубежной науки и техники, воспитанных в духе вы­сокой коммунистической сознательности, советского патриотизма, дружбы народов и пролетарского интернационализма обладающих навыками органи­зации массово-политической и воспитательной работы».

    Для профессорско-преподавательского коллектива определились задачи в учебной и учебно-методической, а также научно-исследовательской работе.
Этот первый в истории НВИМУ важнейший и организующий документ подписали В.И. Удалов, А.Ф. Калинич, В.Г. Матевосян, А.С. Трусов, В.И. Тульчий, Н.Л. Троеглазова, В.П. Хаблюк, Б.А. Сверкунов, В.А. Елема, В.В. Пузич. Теперь это уже ветераны НВИМУ, стоящие у истока судьбы, вписавшие первую страницу в его истории.


    И вот настал день, счастливый для тех, кто прошёл конкурс и уже в новой форме стоял в строю. Это день 1 сентября 1975г.
    А потом наступил еще один незабываемый день - праздник посвящения в курсанты. Замерли в строю курсанты под звуки торжественного марша знамя училища.    

Лучшим курсантам радиотехнического факультета Владиславу Дашевскому и Геннадию Долгополову было доверено поднятие государст­венного флага СССР. И вот над плацем звучат слова клятвы первокурсника «Мы клянёмся, куда бы нас ни послала Родина, быть примером в труде, про­являть героизм, мужество, творчески применять знания, полученные в стенах родного нам училища. Преклоняться перед мужеством и героизмом наших отцов и дедов, мы клянёмся святыней братских могил, сердцами матерей на­ших, быть достойными бессмертия подвигов отцов и по первому зову Роди­ны стать на защиту её священных рубежей».

Итак, профессорско-преподавательский коллектив составляет 33 чел., из них 1 доктор технических наук, 17 кандидатов наук, 87,5 % профессорско-преподавательского состава занимались научными разработками по проблемам:
1. особенности эксплуатации и управления крупнотоннажными судами.
2. повышение эффективности технической эксплуатации танкерного флота.
3. борьба с загрязнением моря и аварийными разливами нефти.

    Преподаватели разрабатывали учебные и методические пособия по сво­им курсам, читали лекции на разные темы: «Международная обстановка», «Связь Вооруженных сил и экономики стран», «Картины родной природы в музыке Рахманинова», «Программа борьбы за мир».
Материально-техническая база для того времени была характерна. Коли­чество аудиторий, освещенных комплексом технических средств - 4, количе­ство контролирующих машин - 65, число кафедр, использующих в учебном процессе кино, телевидение - 53 %, библиотека насчитывала 22 994 книг. Так кто же эти счастливцы, которые в истории НВИМУ-НГМА остались курсан­тами 1 наборе?

Было подано 839 заявлений на дневные и 363 на заочные формы обуче­ния. Проходной бал на СВФ был 19,5, на СМФ - 15,5, на РТФ - 19,5.
Было зачислено на единственную бюджетную форму и только юношей на СВФ - 100 чел., на СМФ - 100 чел., на РТФ - 50 чел.
Среди поступивших на дневное - 6 медалистов, мандатная комиссия подсчитала, что поступило из семьи рабочий 138 курсантов, из семьи колхоз­ников всего 7, остальные 105 из семьи служащих.


    Была еще одна особенность НВИМУ 1975 г. - подготовительное отделе­ние. На них поступило 182 заявления - 145 на очное и 37 на заочное отделе­ния, из них принятии 75 (28 на СВФ, 31 СМФ, 16 РТФ) и всего 25 на заочное (10 СВФ, 10 СМФ и 5 РТФ).
После первого года обучения, закончившие его успешно, зачислялись на 1 курс соответствующих факультетов. В историю НГМА вошли те, которые начинали вместе с курсантами пер­вую страницу НВИМУ: В.И. Удалов, В.А. Шишкин, В.В. Пузич, В.П. Хаб-люк, Г.И. Бондарева, А.М. Шинкарев, В.А. Злоказова, В.И. Тульчий, Ю.А. Злоказов, В.Г. Матевосян, А.С. Трусов.

    В 1976 г. пришли работать О.Н. Герасименко, Г.М. Фисенко, В.Ф. Тенищева, А.В. Файвисович, В.И. Песков, Ю.А. Песков.
Некоторые из них, сегодня уже руководители с учеными степенями, на­чинали свою карьеру преподавателями, ст. преподавателями, ассистентами, лаборантами. Учили курсантов и учились сами - и в этом особенность первых лет жизни НВИМУ.

    Настало время и первой практики. Судомеханики проходили учебно-технологическую практику на СРЗ, по окончании которой была им присвоена квалификация слесаря. Судоводы и радисты проходили учебно-плавательную практику на УПС. Специально из Одессы пришли за курсантами два учебных судна: «Профессор Аничков», «Профессор Павленко».Одновременно командование НВИМУ обращается с просьбой к Министерству Морского флота о приобретении своего учебного судна.
Настал 1980 г. - год первого выпуска. Пятилетняя учеба и практика сделали свое дело - крепкие, здоровые, грамотные, полные желания работать - то и есть выпуск 1980 года! Выпущено 242 специалиста - 138 с дневного (91 механик и 47 радистов) и 104 с заочной формы обучения (38 судоводов, 66 механиков).


    А на следующий 1981 г. - 1 выпуск судоводителей 84-дневного обучения, 48 с заочного, общий % отсева был всего 1,5 %, так начало жить, рабо­тать, учить и воспитывать Новороссийское высшее инженерное морское учи­лище.

    За 5 лет окрепло материально-техническое обеспечение учебного процесса. Количество контролирующих машин стало уже 147, количество ауди­торий, оснащенных комплектами технических средств - 16, число кафедр, которые использовали кино- видеоматериалы – 18, книжный фонд библиоте­ки вырос до 122858 экз. значительно увеличился профессорско-преподавательский коллектив: из 178 вакансий в штате было 173 чел., из них 2 доктора т.н., 70 кандидатов наук.


    На 1980-1981 учебный год значительно увеличился набор.

    Были определены к 1985 г. Новые требования по приему. В состав приемной комиссии входили представители ГК КПСС, городских руководящих органов, представители пароходства, молодежных организаций, профсоюза, парткома НМП, комитета ВЛКСМ НМП, Баскомфлота, командования НВИМУ.В состав экзаменационной комиссии - ведущие преподаватели НВИМУ, филиала КПИ, средних школ, техникумов.
    В состав профориентационной ко­миссии - начальника факультетов, зам. по научной и воспитательной работе, ведущие специалисты кафедр, представители партий, комс. и проф. организа­ций.

    НВИМУ приобрело свое имя, стало рассылать условия приема во все мореходные училища ММФ (Ростов-на-Дону, Батуми, Баку, Херсон, Ейск).
    Несмотря на то, что многие преподаватели и сотрудники НВИМУ прибыли из различных городов, все они объединились в единый дружный коллектив, стремившийся с инициативой и увлеченностью создать высококвали­фицированный вуз.

    Были и отрывы курсантов от учебных занятий. Самый значительный был отрыв на уборку сельхозкультур, куда привлекалось до 800 курсантов в сен­тябре- октябре ежегодно. Периодически до 100 курсантов участвовали в ока­зании помощи «Новороссийсксморстрой в строительстве объектов НВИМУ. И, конечно, курсанты привлекались к городским строительным работам, так же как строительство мемориалов «Линия обороны» и «Малая Земля».


    В этот период особенно был растиражирован город-герой Новороссийск с его легендой «Малой Землей».
Многие делегации, посещаемые «Малую Землю» хотели посмотреть и НВИМУ. Это были работники ЦК КПСС, правительства СССР, руководители ММФ и другие.


    Частым посетителем был помощник генерального Секретаря ЦК КПСС В.А. Голиков, которого интересовали темпы окончательного строительства корпусов НВИМУ.


    Дважды был министр ММФ Т.Б. Гуженко, чаще был его заместитель. Посетил НВИМУ 1-ый секретарь ЦК ВЛКСМ Б.Н. Пастухов. Побывал и летчик-испытатель дважды герой Советского Союза К.К. Коккинаки, адмирал Г.Н. Холостяков, участник боев за Новороссийск, делегация крейсера «Новороссийск». Были делегаты мореходных училищ Болгарии, ММД.

    Случилось то непредсказуемое, что высвечивает характер, волю, способ­ность к самопожертвованию. Это было ночью в сентябре 1986 г...
    По экипажу сигнал «Большой сбор» - нужны крепкие мускулистые руки, сильные, мужественные, способные идти на спасение тонущих в районе Дооба столкновения теплохода «Адмирал Нахимов» с сухогрузом «Петр Восев».   Желающих было много. Пошли на ялах, на веслах в темную ночь: Г. Шере­мет, И. Арсланов, И. Емин, А. Ктиторенко, Е. Рувинский, Д. Селезнев, И. Ро­говцев, И. Степаненко, Д. Руднев, Д. Шмалов, В. Осипов, И. Шарапов. С кур­сантами были Б.Н. Сверкунов, начальник ОРСО, воспитатель Г.Н. Карпин. Поднялся ветер, волны 1,5-2 м. движения ялов хотя и замедлилось, но часа через два после старта курсанты пришли на место.
При обнаружении людей в воде, ребята грамотно и быстро поднимали их в ялы.

    При швартовке ялов к катерам оставалось еще 12-15 часов работы по оказанию помощи «счастливчикам», вытащенным из воды. Руководители пароходства, занимающиеся организацией спасения высказало общую мысль, что лично они не разрешили бы курсантам в такую погоду, в сплошную темноту выходить в море на шлюпках.
    Так, очередной день рождения НВИМУ стал экзаменом на мужество и человечность.

    После первого бурного десятилетия энергичной деятельности В.И.Удалова наступило некоторое затишье, вызванное сменой руководства.

    В 1984 году начальником НВИМУ был назначен В.Т. Гузеев.

    В 1985-1997 г.г. училище возглавлял О.И. Меньшенин, доцент, кандидат технических наук, до своего назначения занимавший должность заместителя начальника НВИМУ по учебной работе.

    В период демократических преобразований, с 1997 по 1999 год очередным руководителем стал избранный на конференции трудового коллектива В.Н.   Гуцуляк,выпускник НВИМУ 1983 года, кандидат юридических наук.

    За эти годы в деятельности морского вуза произошло много перемен. Прежде всего, изменилось его название - с 1992 года он стал именоваться Новороссийской государственной морской академией (НГМА). Это было не просто переименование учебного заведения. Наступило время интенсивных реформ российского высшего образования: многие вузы, накопив достаточный научный и материально-технический потенциал, занимали более высокие позиции в системе профессионального образования, получили возможности своего качественного развития, преобразовывались в академии и университеты.

    Такие коренные изменения произошли и в судьбе НГМА. Они были продиктованы принятием ряда документов на правительственном уровне:
1. Приказ № 175 от 27.12.1991 г. «Об организации и открытии аспирантуры в НВИМУ» на основании приказа № 463 от 25.11.91 г.
2. Приказ № 12 от 13.03.92 г. Департамента морского транспорта «О создании Новороссийской государственной морской академии», а также решением об открытии в НГМА новой специальности «Экономика и управление на морском транспорте».

Были приняты документы, полагающие перестроить систему образования:
1. Приказ № 35 от 24.02.92 г. «О проведении в апреле 1992 г. научно-методической конференции на тему «Пути повышенияэффективности учебного процесса».
2. Постановление правительства РФ № 132 от 13.05.92 г. «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования».

    И, наконец, письмом № 92-01 от 3.07.92 г. Комитет гособразования РФ разрешил включить в структуру НГМА специальность «Электрооборудование и автоматика на судах».
    Увеличение числа факультетов, открытие новых специальностей - все это давало возможность повысить статус вуза, перевести его из категории училища в академию. Однако смена старой вывески на новую, более престижную, не всегда и не во всех вузах означала полное их благополучие в организации учебного процесса, развитии учебной базы, в обеспечении высокого уровня подготовки специалистов. В условиях резкого сокращения бюджетного финансирования российская система высшего образования вынуждена была искать способы выживания, теряя при этом многое из достигнутого.

    В условиях острейшего финансово-бюджетного дефицита коллектив академии мог рассчитывать только на свои собственные силы, на использование своего научного потенциала, извлекать из этой деятельности основной доход. Пришлось поменять многие устаревшие формы и методы работы. Усилия были направлены на ликвидацию старых просчетов. И введенные новые мероприятия показали свою целесообразность и эффективность. В результате создания Регионального центра дополнительного профессионального образования, экспериментального набора на заочный факультет, реорганизации подготовительных курсов и развития других видов коммерческой деятельности академия смогла улучшить свое финансовое положение.

    Резервы самостоятельного финансирования были далеко не исчерпаны. И в первоочередном порядке средства направлялись на обновление учебно-лабораторной базы для подготовки морских специалистов, соответствующих требованиям сегодняшнего дня. Были отремонтированы аудитории и вспомогательные помещения, началось оснащение учебного процесса компьютерами новейшего поколения.

    Все это стало возможным благодаря накапливаемому из года в год научному потенциалу академии. В 90-е годы значительно вырос качественный уровень профессорско-преподавательского коллектива, постоянно пополнялось количество лиц, имеющих ученую степень. Обучались в аспирантуре 24 человека, 5 человек работали над докторскими диссертациями, среди них В.Е. Деружинский, С.Е. Иванова, В.Г. Матевосян. В короткий срок НГМА превратилась в крупный научный центр южного региона России. На ее базе проводятся межрегиональные и всероссийские научно-практические конференции по дальнейшему развитию транспортного узла Юга России, военноо-патриотическому воспитанию. Созданы необходимые условия для подготовки и переподготовки научных кадров. Приакадемии образован диссертационный совет, на котором проходит экспертиза и защита научных работ на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук.

    В 1999 году комиссия Госинспекции Министерства образования РФ провела аттестационную экспертизу НГМА. Подготовка к ней заняла полтора года. Эта тема стояла главным вопросом в повестке нескольких заседаний Ученого совета академии, ряда других совещаний и собраний.

    В поле зрения экспертной комиссии были все аспекты деятельности вуза - соблюдение государственных образовательных стандартов в профессиональных образовательных программах всех специальностей, состояние учебно-методического и информационного обеспечения, уровень и качество подготовки выпускников, качественный состав профессорско-преподавательского корпуса, научно-исследовательская деятельность, материально-техническая база и финансовое обеспечение..   А также специфические вопросы - подготовка курсантов на факультете военно-морского обучения, воспитательная работа, роль НГМА в подготовке специалистов для Краснодарского края и города Новороссийска.

    По результатам экспертизы комиссия сделала следующие выводы: Новороссийская государственная морская академия является единственным и ведущим морским высшим учебным заведением на Юге России по подготовке специалистов и развитию научных исследований для морского флота. Условия реализации образовательного процесса достаточны для подготовки специалистов по заявленному уровню.

    Проверяющие также отметили: академия прошла аттестацию во второй раз - предыдущая состоялась в 1994 году. Анализ динамики показателей свидетельствовал — вуз уверенно развивается: открыта подготовка по новым специальностям, с 10 до 30 увеличилось число дополнительных профессиональных программ, расширилась тренажерная база, увеличился прием на коммерческой основе. Качественно вырос профессорско-преподавательский состав академии. Если раньше число преподавателей, имевших ученую степень и звание, составляло 46 процентов, то теперь оно увеличилось до 52 процентов. Как положительное явление были отмечены развивающиеся связи академии с Морской администрацией порта Новороссийск, другими морскими предприятиями и организациями города и края.

    Изменив свой статус, академия стала выдавать выпускникам не только государственный диплом о высшем образовании, но и необходимый набор сертификатов в соответствии с требованиями международной Конвенции по дипломированию моряков и несению ими вахты. Спрос на командные кадры с дипломом НГМА стабильный - как в российских, так и зарубежных судоходных компаниях. На мировом рынке рабочей силы моряков выпускники НГМА сохраняют высокую конкурентоспособность.  

Давая курсантам максимум теоретических и практических знаний, наставники академии благословляют своих воспитанников в добрый, успешный путь.

 

353918, Россия, г. Новороссийск, пр. Ленина, 93, ФГБОУ ВПО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф.Ушакова» 

Тел./Факс (8617) 71-75-25    

электронная почта:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., адрес в Интернет: www.aumsu.ru

 

  • Сокращенное наименование: Морской институт им. вице-адмирала В.А. Корнилова - филиал ФГБОУ ВО "ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова"
  • Полное наименование: Морской институт имени вице-адмирала В.А. Корнилова - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова».

Телефон ВУЗа: +7 (8692) 48-74-39, e-mail ВУЗа: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Многоканальный: +7 (918) 049-61-17

Курсы для плавсостава: +7 (978) 069-10-03, 059-79-92 (доб# 11), email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Деканат заочного отделения: +7 (978) 982-73-35 (доб# 13), email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Приемная комиссия: +7 (978) 072-05-24 (доб# 12), email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адрес: 299009, г.Севастополь, ул.Героев Севастополя 11, корпус 8/22.
(Проезд маршрутами № 1,3,4,7,17,20,22,26,71,107,109,110,112 до остановки «Памятник подводникам» или «Памятник матросу Кошке», Корпус располагается между Экипажем ЧФ РФ и МГУ им. Ломоносова)

Расписание работы института: Пн.-Пт. 9:00-17:00, Сб. 9:00-13:00

Дипломно–паспортный отдел Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Черного моря»: +7 (8692) 41-24-73 – прием документов для оформления дипломов; выдача готовых дипломов.